- Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора - здесь проживает?

Цифровое фортепиано появилось как класс в 90-х годах XX в. Инструменты отпочковались от синтезаторов, которые бурно развивались и совершенствовались. Сегодня понятия "цифровые пианино" и "синтезаторы" - разные сущности со своими характеристиками и задачами.

Некоторые продавцы разделяют понятия "цифровое пианино" и "электропианино". Последнее - более бюджетный вариант с ограниченным функционалом. Но это деление условно, не стоит на нем фокусироваться

Мария
руководитель школы

Электронное фортепиано создано как замена акустическому. Оно должно звучать как настоящее пианино и давать исполнителю те же ощущения от игры. Что для этого делают производители? Рассмотрим две важнейших составляющих: устройство лучшей клавиатуры цифрового пианино и характеристики фортепианного тембра.

Клавиатура цифрового пианино

Цифровое фортепиано с молоточковым механизмом - вот что дает право электронному инструменту называться фортепианным именем. Клавиатура может быть градуированной - когда клавиши имеют разную тяжесть нажатия: в нижнем регистре играть тяжелее, чем в верхнем. А может быть балансной - это когда по всей клавиатуре для нажатия клавиш требуются одинаковые усилия.

Градуированность полностью скопирована производителями с акустических инструментов - ведь басовые струны очень толстые и для того, чтобы заставить их звучать, нужен молоточек потяжелее, а значит и сила удара должна быть больше. В электронных инструментах физически этой разницы нет. Но для ради ощущений пианиста некоторые модели имеют такой же эффект.

типы молоточковой клавиатуры характеристика
градуированная. клавиши имеют разную тяжесть нажатия в зависимости от того, низкие или высокие звуки извлекает музыкант.
балансная по всей клавиатуре для нажатия клавиш требуется одинаковые усилия.
молоточковая клавиатура

Заметим, что в категорию "цифровое пианино" производители включают также модели с более короткими клавиатурами (не только 88-клавишное электропианино, а и на 61 или 76 клавиш). А также инструменты с немолоточковой механикой - синтезаторной клавиатурой. Справедливости ради надо сказать, что синтезаторная клавиатура тоже может давать разное по громкости звучание: ударите по клавише посильнее - будет громче, послабее - тише. Эта разновидность механизма называется динамической клавиатурой. Но все равно передать все нюансы экспрессии на ней невозможно. Такие инструменты - скорее компромисс ради снижения стоимости.

виды синтезаторной клавиатуры характеристика
динамическая. громкость звука зависит от силы удара по клавише.
не динамическая громкость звука не зависит от силы удара по клавише.
синтезаторная клавиатура

Качество звука в цифровых пианино

Еще один важнейший параметр в электронных пианино. С каждой новой моделью производители совершенствуют цифровые инструменты. Их звучание все более приближается к натуральным аналогам. И все же никакая электроника никогда не станет заменой живому инструменту в самом главном - полноте и красоте звука.

Судите сами - электронный инструмент не использует естественное резонирование, а имитирует его цифровыми средствами. То же самое он делает с обертонами - призвуками, которые возникают в результате колебания струн. Они по-особому окрашивают тембр.

В электронной версии обертонов нет, как нет и струн. Есть только попытка их смоделировать.

Все это не дает электронному инструменту всерьез конкурировать со звучанием настоящего пианино.

Преимущества цифрового пианино

Тем не менее электронная клавиатура фортепиано не заняла бы такого видного места в музыкальной среде, если бы не имела других выдающихся свойств, и это:

  1. Легкость и компактность. Цифровое пианино примерно в 5-10 раз легче акустического. Диапазон веса последнего колеблется между 150 и 370 кг. И ведь не в каждый лифт войдет!
  2. Электронный инструмент может иметь много приятных функций:
    1. встроенные стили (можно играть в ритме вальса или марша) и тембров других инструментов. Сыграть мелодию скрипочкой и саксофоном теперь не слабо́. А Баха на органе? - да!
    2. Автоаккомпанемент: инструмент подхватывает гармонию и разворачивает в музыкальное полотно. Еще вчера играли двумя пальцами, а сегодня звучите как оркестр.
    3. Обучающие программы для цифрового пианино - инструмент подсветит нужные клавиши и выведет нотный текст на экран. Можно зациклить сложные фрагменты и не спеша разучить.
    4. Рекордер, чтобы записывать, а потом прослушивать свою игру. Больше всех обожают пытать близких своими опусами дети.
    5. Метроном - отбивает ритм, и не дает музыканту улететь в антириметрический космос.
    6. Можно передвигать весь строй выше или ниже на нужное количество тонов - транспонировать техническими средствами. Это может пригодится, когда, например, вы поете и сами себе аккомпанируете.А вокальная партия как на зло не подходит под ваш диапазон. И тогда вы переносите весь строй на пару тонов вверх или вниз и поете комфортно.
  3. Всевозможные разъемы для подключения других устройств. Теперь можно заниматься в наушниках (домочадцы и соседи оценят) или подключить мощную стереосистему (тоже оценят, но по-другому). Через usb-порт легко соединить клавиши с компьютером и использовать в качестве синтезатора.
  4. Цифровое пианино и миди клавиатура (midi) не требуют настройки, чего не скажешь об акустическом. Чтобы поддерживать живой инструмент в хорошей форме, придется примерно раз в год приглашать настройщика (и почему-то сложно найти непьющего).
  5. Оно прекрасно вписывается в дизайн и выглядит очень достойно. Среди акустических моделей тоже немало элегантных решений. Но и "гробов с музыкой" хватает.
Электронное фортепиано может иметь внешнее сходство как с акустическим пианино, так и с роялем, но это скорее дизайнерское решение, чем необходимость

Подведем итог

Цифровое пианино призвано заменить акустическое, там где это необходимо. Акустика идеальна для обучения игре на фортепиано. Но и цифровые модели вполне могут претендовать на эту роль. Кроме того, широкие технические возможности делают цифровой вариант очень привлекательным для музыканта.

Главное - не забывайте, что оценивать качество электронного аналога нужно по сходству клавиатуры и реалистичности тембра с акустическим прототипом.

А что бы выбрали вы: акустическую классику или цифровую современность? Делитесь с нами своим мнением и опытом на эту тему, плюсами и минусами цифровых пианино.