Дыхание певца определяет силу, длительность воспроизводимого звука, влияет на тембровую окраску композиции. Поэтому выработка правильного вокального дыхания столь же важна, как и постановка голоса.
- грудное;
- смешанное;
- брюшное.
Грудное
Выделяется активной работой мышц грудной клетки. Ключица и плечи не двигаются. Живот втянут. Диафрагма находится в малоподвижном состоянии. Сегодня данный тип считается непригодным для пения, поскольку поверхностный воздухообмен, ограниченная подвижность гортани, напряжение в шейных мышцах не способствуют свободе голосообразования.
Смешанный грудо-брюшной тип
Одновременная работа грудных и брюшных мышц при активной диафрагме. Происходит расширение, высокий подъём нижних рёбер на каждом вдохе. Другие зоны грудной клетки практически неподвижны. Подвижность передней стенки живота отлично чувствуется. Нижнерёберное диафрагматическое дыхание считается наиболее удобным для вокалиста любого возраста, хоть и занятия с детства больше способствуют улучшению вокальных показателей.
Брюшное дыхание
Данный тип широко используется певцами, спортсменами, единоборцами. Является естественным, простым и эффективным способом дыхания. Хорошо насыщает организм кислородом. При глубоком вдохе происходит смещение внутренних органов вниз под действием диафрагмы. При этом стенка живота заметно смещается вперёд. Диафрагмальное дыхание обеспечивает заполнение воздухом средней и нижней долей лёгких.
Вокальное искусство конца XVII – началаXVIII века требовало от исполнителя пения на широкой кантилене, чёткого произношения текстов. Блестящее исполнение трелей, рулад, каденций было возможно только при безукоризненном владении техникой грудного певческого дыхания. В большинстве случаев было достаточно камерного, а не оперного звука. Появление опер Вагнера, Верди привело к изменению требований к работе исполнителей. Певцам пришлось приспосабливать голоса к повышенной плотности звучания оркестра, большим помещениям, повышению тесситуры партий. Эти факторы привели к постепенному переходу надиафрагмальное дыхание. Переучивание вокалистов доходило до абсурда. Ученики использовали стягивающие повязки, различные тяжёлые предметы, не позволяющие груди подниматься.
При обучении вокальному мастерству необходимо учитывать, что подобное деление условно. Наша школа вокала поможет определить тип дыхания и правильно его использовать, ведь в любом случае, резких переходов между упомянутыми выше типами нет. На практике для большинства мужчин характерным является «низкое» брюшное дыхание, для женщин – «высокое» грудное.